Волонтёры. Незаметные герои тыла
На прошлой неделе, 23 октября, в Усть-Коксе чествовали представителей волонтерских движений и добровольцев, которые помогают нашим бойцам, участвующим в СВО.
В особо торжественной обстановке за активную благотворительную деятельность, большой вклад в проведение мероприятий по оказанию гуманитарной помощи участникам специальной военной операции и их семьям волонтёры были награждены.
Почетными грамотами Совета депутатов – предприниматели Анатолий Миничкин, Алексей Огнев, Галина Саватаева, Галина Сартакова, Раиса Сигарёва, Евгений Скородумов, Нина Трофимова, Виктор Федоров, Андрей Шадрин.
Почетными грамотами главы МО «Усть-Коксинский район»: Ольга Антонова, Иван Архипов, Марина Белова, Нина Бухтуева, Сергей Казанцев, Надежда Кебекова, Надежда Лукьянова, Надежда Макарова, Галина Грифленкова.
К сожалению, они не все смогли прийти на мероприятие, но их имена мы знать должны.
За личный вклад в восстановление техники, переоборудовании ее под нужды военных действий и отправки в зону спецоперации благодарственным письмом главы МО «Усть-Коксинский район» в этот день наградили водителей Владимира Батова, Вячеслава Герасимова, Алексея Типикина, Сергея Трубина и Сергея Круглова.
Благодарность была объявлена и общественной организации инвалидов, которой руководит Зоя Иркитова. Министерство труда и социального развития Республики Алтай благодарственным письмом наградило серебряного волонтера Ирину Казанцеву из с. Мульта.
Очень приятно было приветствовать на сцене и людей, которые вносят личный вклад, оказывают гуманитарную поддержку военнослужащим и мирным жителям, находящимся в зоне проведения специальной военной операции. Благодарственным письмом главы МО «Усть-Коксинский район» была награждена команда «Амурчанки» из Амурского сельского поселения: Раиса Абакова, Наталья Исова, Нина Плешкова, Ольга Тайчинова, Людмила Афанасьева, Евгения Тюлентина, Анна Чуб и Марина Соснопова.
Горячо зрители приветствовали команду «Тепло зов Талда» из Талдинского сельского поселения. На сцену были приглашены Татьяна Веселова, Любовь Фомкина, Галина Бекпеева, Лариса Некешева, Надежда Ипатова, Евфросиния Шаманаева и Валентина Потапова.
Хочется, чтобы люди знали и имена тюнгурских женщин из Катандинского сельского поселения, которые плетут сети: Светлана Черепанова, Марина Мясникова, Людмила Лямкина, Вера Матина, Лариса Клепикова, Людмила Нольфина, Светлана Кыймыштаева, Ольга Езендеева, Галина Топрашева, Зухра Затеева, Татьяна Савдина, Аля Миронова. Всегда на подхвате с ними и мужчины, которые делают всю тяжелую часть работы: Егор Затеев и Александр Матвеев.
В многочисленную команду Верх-Уймонского сельского поселения входят Анна Полухина, Надежда Филатова, Елена Захарова, Алена Ошлокова, Елена Самойлова, Любовь Кудрявцева, Зинаида Иродова, Елена Никифорова, Валентина Басаргина, Ольга Новикова, Вера Смолина, Наталья Денисенко, Галина Попова, Валентина Бочкарева, Ольга Вдовина, Светлана Дементьева, Елена Бухтуева, Елена Комкина.
Огневское сельское поселение представляли Екатерина Бочкарева, Александра Ионина, Валентина Романова, Мария Казанцева, Зоя Чайгонова, Любовь Меркитова, Галина Музыкова, Валентина Лузина.
Все они были награждены благодарственными письмами главы района.
Благодарственные письма Совета депутатов вручили команде «ТеплоZов Теректа» Горбуновского сельского поселения, куда входят Ольга Рудковская, Наталья Булатова, Ольга Косинова, Елена Иванова, Зоя Романова, Вера Иванова, Наталья Овсейчук, Татьяна Соколова, Зоя Казанцева, Надежда Бунькова, Александра Гулько, и коллективу Теректинской школы имени Героя Советского Союза Н.А. Нагибина.
Из Чендекского сельского поселения наградили команду «ZOV сердца»: Наталью Суртаеву, Галину Черепанову, Татьяна Терентьева, Лидию Бочкареву, Ольгу Коваленко, Валентину Стафурскую, Александру Смородину, Галину Кудрявцеву, Елену Коптелову.
Награды получили из Карагайского сельского поселения Любовь Романова, Марина Самаева, Наталья Епитова, Наталья Чевалкова, Вера Санина, Надежда Сапкина, Светлана Самаева, Марина Орлова, Зинаида Сапкина, Антонина Русских, Василиса Богданова, Надежда Истомина, Ксения Тулаева, Вера Исова, Зухра Тишинова, Айнура Апитова, Елена Клепикова, Инга Сапкина, Чейнеш Манкырова, Айгуль Аланова, Арина Манкырова, Раисса Ялбакова, Татьяна Кабакова, Людмила Аланова, Надежда Фоминых, Татьяна Тарских, Нина Кошева, Любовь Трайманова.
Из Усть-Коксинского сельского поселения: Светлана Аргучинская, Зоя Гордополова, Марина Чалчикова, Ирина Кыпчакова, Валентина Кебекова, Людмила Бауэр, Лариса Кононова, Светлана Черепанова, Александр Гусак, Надежда Гусак, Лариса Итышева, Вера Телесова, Элина Шушпанникова, Татьяна Глушкова, Ольга Павлюченко, Валентина Маркошева.
А это имена сотрудников ЦРБ: Татьяна Янова, Марина Кебекова, Людмила Майманова, Александра Казанцева, Светлана Майманова, Зинаида Майманова, Нина Чичиякова, Зинаида Папитова.
Участникам СВО
Правительство установило единый образец справки об участии в спецоперации.
С 1 ноября 2024 года герои смогут получить справку об участии в СВО на портале «Госуслуги».
Соответствующее постановление подписал Председатель Правительства России Михаил Мишустин. До сегодняшнего дня такие документы не имели единого образца и выдавались командирами воинских частей или военкоматами. Это создавало сложности для героев и членов их семей, которые хотели получить необходимые документы. Подписанное постановление устанавливает формы справок для ветеранов СВО и их близких. Наличие документа открывает доступ к различным мерам социальной поддержки, установленным региональными властями.
Фонд «Защитники Отечества».
К 100-летию Усть-Коксинского района. Г.Н. Потанин. Уймон на полотне
ПРОФЕССОР Г.Н. ПОТАНИН НА ФОНЕ КАТУНИ
Один из самых известных прижизненных портретов Г.Н. Потанина, принадлежащий кисти С.М. Прохорова (1873–1948), хранится в Научной библиотеке ТГУ. Талантливый художник, выпускник Академии художеств, Семен Маркович приехал в Томск в 1910 году по совету своего учителя И.Е. Репина. Он преподавал в Томском обществе любителей художеств и часто посещал журфиксы (пятницы), устраиваемые Г.Н. Потаниным, с которым у него установились дружеские отношения. В 1911 году они были вместе в селе Анос, где художник и создал портрет Г.Н. Потанина на фоне Катуни.
Портрет, С.М. Прохоров, 1911 г.
(Сибирская жизнь. -1912. — № 205)
Художник С.М. Прохоров, в прошлом году писавший этюды в Аносе на Катуни, в нынешнее лето провел немного более месяца в Уймоне, тоже в долине Катуни. Он вывез из своей поездки всего шестнадцать этюдов. Вывезти более ему помешали частью дождливая погода, частью трудность сближения с населением Уймона, которую приходится преодолевать постороннему человеку.
Уймон – одно из самых глухих захолустий Алтая; это самая последняя деревня вверх по долине Катуни, край русского мира: до Уймона можно доехать в коробке, за деревней колесной дороги нет, далее можно только верхом или пешком взбираться на крутую стену к снежным полям Белухи. Ни один уголок в Алтае не был задернут так завесой таинственности, как замкнутый уймонский мирок. Уймонское население сплошь состоит из старообряцев, деды которых, Бочкаревы, Огневы и некоторые другие, забрались в этот дикий угол еще до царствования Екатерины Великой. Часть этих колонизаторов пошла глубже, перевалила через Катунский хребет и на южной подошве его в вершинах Бухтармы основала несколько деревень: Сенную, Белую, Фыкалку и др. Эти пионеры забрались в эту глушь, когда русская колонизация еще не дошла до cеверных предгорий Алтая, и ближайшие к Уймону русские деревни были не ближе трехсот верст. Некоторое время уймонцы жили, совершенно не зная русских властей; они завели свое самоynpaвление; это было маленькое и последнее великорусское народоправство, просуществовавшее, впрочем, недолго. Первые геодезисты, вошедшие в Алтай для съемки его долин на карту, нашли эти ceления, пионеры русской колонизации должны были вновь вступить в состав империи. Обитатели берегов Оби и Алея назвали уймонцев «каменщиками», вероятно, это имя было дано еще в то время, когда в долине Алтая русских деревень не было, и уймонцы были единственные pyсскиe, живущие в «камню» (в горах), а не на «степи» (равнине); жители западных алтайских долин, примыкающих к Иртышу, которые и сами живут в камню, назвали уймонцев «ясачными», так как уймонцы, при вступлении их вновь в русское подданство, были избавлены от платежа податей и платили только ясак наравне с инородцами. Монархисты по традиции и убеждениям, pecпубликанцы по темпераменту и привычкам, уймонцы в государственном отношении непокладистый народ; государство для них кошмар, от которого им всегда хотелось уйти. Хотя после нового вступления в состав империи они пользовались большими льготами, были избавлены от воинской повинности, не несли податей наравне с другими крестьянами, тем не менее, они постарались вновь оставить отечество и уйти в какое-то Беловодье, которое лежит за озером Лоб, т. е. за 40 град. сев. шир. По одной стороне реки, впадающей в Лоб, лежит какая-то Каликарская земля, а по другой Беловодье, обетованная земля русских старообрядцев.
Большая партия уймонцев и бухтарминцевъ совершила «исход из Египта в землю ханаанскую», забросив свои дома, со своими женами, детьми и скотом отправились в пределы Китая; и после бесплодного месячного странствования по монгольской пустыне, конвоируемые китайскими солдатами, вернулись в свои деревни. И теперь еще в уймонском народе кроется та центробежная сила, которую Щапов усматривал в русском общественном организме, которой, по словам сибиряка-историка, русская колонизация обязана своим размахом. Замечательно, что уймонский ум в бегстве из Отечества видит не политическое преступление, а свою государственную миссию. Когда я гостил в Уймоне, старики говорили мне: «Ты все земли прошел на земле, а вот не знаешь, где Каликарска земля. На планту-то её нет, оттого-то об ней ты и не знаешь. Рядом с Каликарской землей и Беловодье. Вот если чиновники будут утеснять нас, мы снова снимемся с места и уйдем в Беловодье. Мы похода не боимся. У нас все девки верхом ездят, и каждый двенадцатилетний мальчишка бойко из ружья бьет белку. Вот и ты иди с нами. Когда-то наши деды до царицы Екатерины ушли из Сибири и устроились в Уймоне, а потом расея подошла к Уймону, и уймонская земля была прежде чужой землей, стала царская. Вот и приращение русскому царству. Потом, как уйдем на Беловодье, то же самое будет. И к Беловодью подкатится расея, и оно станет царской землей». В каждой уймонской голове гнездится завоеватель Ермак.
Уймонцы до последнего времени сохранили престиж решительной расы, ревниво оберегающей свою самостоятельность, расы, которая не даст себя в обиду. К русским чиновникам у них всегда было враждебное чувство; они не допускали, чтоб чиновники вмешивались в их внутренние дела, в домашнюю жизнь их общины, и в случай, когда губернская администрация пришлет к ним своего агента, уймонцы всегда прибегали к такому средству: они устраивали сходку, делали денежный сбор, приносили деньги приехавшему чиновнику и откупались от вмешательства властей. А поводы к вмешательству были нередки, потому что нигде в Сибири человеческие страсти не пользовались такой свободой для своего проявления, как в уймонской массе. В моменты осложнений с Китаем администрация иногда ставила в этих деревнях, пограничных с Китаем, казачий пост. Казаки, которые с другими крестьянами привыкли вести себя заносчиво, чуть не по-начальнически, здесь, среди уймонцев, превращались в кротких барашков. Они вели себя в этой компании осторожно. «Того и гляди стащут за волосы с полатей!» – так сами казаки определяли «соотношение сил» в эти моменты.
Речь уймонца типичная, выразительная, отдает ароматом пушнины и тайги. Уймонцам пришлось вести земельную тяжбу с кабинетом, чтоб добиться своих прав на земли, на которых пасутся их табуны; они отправили депутатов в Петербург с наказом отыскать там подлинник грамоты на землю, которую будто им дала императрица, Екатерина II, и потом найти искусного адвоката, который взялся бы вести их дело. Уймонские послы обнаружили в Петербурге большую энергию, они перезнакомились со всеми знаменитостями петербургской адвокатуры, до Карабчевского включительно, перебывали во многих петербургских канцеляриях, дошли до кабинетов многох высокопоставленных особ, забрались в императорскую публичную библиотеку и прочитали всю «Екатерину II» Бильбасова, в надежде найти там какие-нибудь следы земельной грамоты, копию с которой, хранившуюся в уймонской сельской канцелярии, как в этом убеждены уймонцы, украл сельский писарь по наущению чиновников. Какой-то петербуржец надоумил уймонских челобитчиков добиться свидания с одной высокопоставленной особой и подать ей прошение. Уймонцы стали искать средства подойти к этой особе. «Так я, – рассказывал мне один из уймонских послов, – семь дней промышлял эту высокопоставленную особу».
Уймонцы превосходные зверопромышленники. Они приучаются к своему промыслу с ранних лет. Орбиты их промысловых экскурсий имеют изумительный размах. Например, иногда артель охотников за маралами, перевалив через Сайлюгем, уходит вдоль Саянского хребта по южную его сторону до озера Косогола, что составит более тысячи верст. Страна верховьев Черного Иртыша так же исхожена ими вдоль и поперек, как и территория верховьев Енисея. С одним из посетителей Черного Иртыша я познакомился; когда он начал перечислять реки Кран, Канас, Бурчум и др., впадающие в Черный Иртыш, я подумал, что он может поспорить в знании гидрографии этой страны с признанным знатоком её, В.В. Сапожниковым.
Картина моего первого соприкосновения с уймонским миром имела эмблематический смысл. Наша компания в двух коробках подъехала к перевозу на Катуни. Паром оказался на той стороне, пришлось ждать. На противоположном берегу протянулся тополевый лес, который скрывал от нас деревню. У перевоза была толпа ожидающих женщин, возвращавшихся с покоса; все они сидели верхом на лошадях, – здесь все женщины умеют ездить в седлах, ни одна женщина не побоится сесть на дикую лошадь, двенадцатилетние девочки без страха полкают верхом во весь карьер, – крепко сложенные, прышущие здоровьем, одетые, – я подумал, демонстративно, – в красные и розовые юбки и кофты; у каждой в руке литовка, поставленная отвесно. Точно какое женское войско с пиками. Медленно приближался паром, на котором был виден всего один человек, перебиравший руками по канату. Это был молодой алтаец, маленькая, точно детская, фигурка, одетая в худое платье темного цвета, с тощей грудью, с узкими плечами, с смуглым лицом и кроткими-прекроткими глазами, которые ласково смотрели на нас. В этой картине вся история Алтая, история столкновения двух рас, из которых одна была когда-то единственным хозяином пастбищ, а другая – теперь стала владельцем этих пастбищ, обратив прежнего хозяина в своего пастуха. Вот представительницы сильной расы, здоровые матери соплеменников Стеньки Разина, которые постепенно провели отчуждение алтайских пастбищ от их прежних владельцев, и вот возбуждающий coчувствие представитель вымирающего племени, лишенный своих прежних прав на землю, в рубище, с выражением на .лице, которое говорит о своих победителях: «Прости им, ибо не ведают, что творят».
При беглом знакомстве с уймонской жизнью мне сразу бросился в глаза властный характер уймонских женщин. В обществе уймонок вы чувствуете себя, как будто вы очутилась между Марфами Борецкими. Я попросил познакомить меня со знахаркой, от которой я мог бы записать народные названия трав. Мы очутились в большой горнице, уставленной сундуками; хозяйка, полная женщина, усадила нас на сундуки в переднем углу, а сама села на табурет посреди комнаты, лицом к нам; ноги поставила просторно, левый кулак положила на левое колено, правый на правое, приказала своей снохе принести жбан с травничком, то есть с медовым пивом, и открыла курс народной фармацевтики. Рассказывает она об одолене или о филичевой траве, а у самой глаза стрекают по окнам, то налево, то направо – не усматривается ли какой беспорядок в хозяйстве.
«Машутка, – говорит она девочке-внучке, – беги-ка, под стрехой заткнут пучок травы самый крайний слева, принеси сюда. Вот эта травка пользовательна от разных болезней… Машутка! беги, телята забрались в огород! Выгони их. Цветы у этой травы белые… Где ты, Ванька, так упатрался? Машутка! Убери его с моих глаз, умой ему рыло! Не люблю таких грязных ребятишек… В лекарство идет только корешок. Нужно сварить в чистом кипятке и навар держать сутки в вольном духе»… И т.д.
От таких мужественных родительниц родятся соответствующие дети, из которых потом вырастают фигуры в репинском вкусе, герои тайги, за 800 верст от родной деревни уходящие белковать и соболевать.
Художник С.М. Прохоров первый решился совершить отдаленную поездку в Уймон с кистью и палитрой, чтобы посредством полотна познакомить сибиряков и русское общество с этим интересным населением, окружающим сибирский Монблан – Белуху. Конечно, шестнадцать этюдов, из которых человеческим фигурам посвящено только семь, мало для того, чтобы изобразить уймонский мир с достаточной полнотой, хотя бы только в выдающихся его чертах. И, конечно, месяца жизни в Уймоне недостаточно, чтобы войти в суть его жизни. Портрет начетчика, женщина за кроснами, портрет девушки, –это только незначительный уголок уймонского мира, с которого художник приподнял занавес. Но это, мы надеемся, только начало большого плана, задуманного художником, счастливого исполнения которого мы ото всей души ему желаем.
Т.П. Шастина, научный сотрудник Национальной библиотеки Республики Алтай им. М.В. Чевалкова.
Миграция. Выявлены правонарушения
В начале октября на территории МО «Усть-Коксинский район» проведена федеральная комплексная оперативно-профилактическая операция «Нелегал-2024».
С целью выявления иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории МО «Усть-Коксинский район» без постановки на миграционный учет, с целью выявления и проверки работодателей, использующих иностранную рабочую силу, повышения эффективности борьбы с преступностью, связанной с иностранными гражданами и выявление лиц, находящихся в Федеральном, международном, межгосударственном розыске, стабилизация миграционной ситуации на территории района были осуществлены проверки:
— жилого сектора, при этом совместно с ОУР и УУП ОУУП и ПДН проверены с. Усть-Кокса, п. Тюнгур, с. Катанда, с. Мульта, с. Верх-Уймон.
С целью выявления нарушений сроков пребывания, осуществлены контрольные проверки, состоящих на миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства.
В период проведения федеральной комплексной оперативно-профилактической операции проведены проверки строительных объектов, места осуществления трудовой деятельности, объекты жилого сектора – пребывания иностранных граждан и проверки автотранспорта.
Во время проведения оперативно-профилактического мероприятия выявлено 17 административных правонарушений: осуществление трудовой деятельности без патента, привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан без патента, неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления о привлечении к трудовой деятельности в РФ ИГ или ЛБГ либо неуведомление соответствующего органа о расторжении договора с иностранным работником, предоставление ложных сведений при осуществлении миграционного учета иностранных граждан.
В ходе оперативно-профилактического мероприятия с частными (физическими) и должностными лицами организаций, принимающих иностранных граждан в Российской Федерации, проведены инструктажи и разъяснены основные положения миграционного законодательства.
Н.Г. Вьюжанина, начальник миграционного пункта отделения МВД России по Усть-Коксинскому району.
Несовершеннолетние.
Оперативно-профилактическое мероприятие «Подросток»
В целях профилактики и предупреждения преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, недопущения вовлечения подростков в противоправные, антиобщественные действия, выявления фактов жестокого обращения с детьми, семейного насилия, в том числе в опекунских семьях и в целях стабилизации оперативной обстановки по линии несовершеннолетних, сотрудниками ОМВД России по Усть-Коксинскому району в период с 21 по 25 октября 2024 года было проведено оперативно-профилактическое мероприятие «Подросток».
Было задействовано 19 представителей системы профилактики МО «Усть-Коксинский район»: сотрудники органов внутренних дел – 8 (ПДН-1, УУП-3, ОУР-3, ГАИ-1), 1 сотрудник ОФСИН, специалисты КДН и ЗП – 2, педагоги органов образования – 3, медицинский персонал органов здравоохранения – 2, специалисты социальной защиты и поддержки населения – 3.
Проверено 26 несовершеннолетних, из них 23, состоящих на профилактическом учете; 20 неблагополучных семей, из них 18, состоящих на профилактическом учете; 2 опекаемые семьи.
Поставлено на профилактический учет в ОМВД России по Усть-Коксинскому району: 1 несовершеннолетний (п 49.1.3 Приказа МВД РФ № 845 от 15 октября 2013 г.), 1 родитель, ненадлежащим образом исполняющий свои родительские обязанности (п.49.2 Приказа МВД РФ № 845 от 15 октября 2013 г.).
Проведено 7 профилактических бесед в образовательных организациях: «Нормы уголовного и административного законодательства, профилактика табакокурения, курения электронных сигарет (вэйпов) на территории учебного учреждения, алкоголизма, комендантский час, профилактика экстремизма в молодежной среде, «скулшутинг», «А.У.Е», «булинг», иных проявлений нетерпимости подростков к сверстникам, иным лицам, профилактика детского травматизма, ДТП» (МБОУ Катандинская ООШ», МБОУ «Верх-Уймонская СОШ», АПОУ РА «ТОТ», всего охвачено 169 учащихся, 32 родителя.
Проведено 8 рейдовых межведомственных мероприятий на территории Усть-Коксинкого, Горбуновского, Верх-Уймонского, Амурского, Огневского сельских поселений, 5 из которых с членами субъектов системы профилактики, в ходе рейда проверено 7 мест концентрации несовершеннолетних (общежитие АПОУ РА «ТОТ, кафе-бар «День и ночь», кафе «То место», площадь «Мира», сквер «Семьи», ДК, спортивный стадион), 3 рейда в ночное время.
Объявлено 9 официальных предостережений о недопущении действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, либо недопустимости антиобщественного поведения.
Всеми службами ОМВД России по Усть-Коксинскому району выявлено 11 административных правонарушений, из них сотрудниками ПДН выявлено 9 (по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ-8, по ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ-1);
Доставлен с улицы в ПДН ОМВД России по Усть-Коксинскому району 1 несовершеннолетний, который в последующем был передан законному представителю.
Поступило 2 информации, о родителях, ненадлежащим образом исполняющих свои родительские обязанности.
В районную газету «Уймонские вести» были направлена 1 статья: «О результатах проведения оперативно-профилактического мероприятия «Подросток».
Преступлений и общественно-опасных деяний, совершённых несовершеннолетними в период ОПМ «Подросток», не допущено.
Л.Р. Крымзалова, инспектор ПДН.
Республика Алтай. Официально. Семья, где рождается ребёнок
На сессии Госсобрания – Эл Курултай РА депутаты приняли законопроект, который устанавливает новую меру поддержки для семей с детьми.
С 1 января 2025 года все семьи, где рождается ребенок, будут получать подарочный набор для новорожденного.
С инициативой введения такой меры поддержки независимо от того, сколько детей воспитывается в семье, ранее выступил глава региона Андрей Турчак.
– Мы проехали по всем районам республики. Молодые семьи обращались к нам с просьбой о введении этой меры поддержки, которая сейчас действует практически на территории всех субъектов, – сказал он.
В сентябре он поручил министерству финансов РА предусмотреть необходимый объем средств на эти цели в бюджете республики. На сессии законопроект представил и. о. министра труда, социального развития и занятости населения РА Алексей Санаров.
В подарочный набор войдет более 20 предметов первой необходимости, в том числе пелёнки, подгузники, полотенца, средства для купания и гигиены, игрушки.
Проект. Центр реабилитации откроют в Катанде
Ранее мы писали, что в здании бывшего Дома-интерната для престарелых и инвалидов в селе Катанда, возможно, будет открыт Центр реабилитации участников СВО.
В понедельник, 28 октября, в администрации района мы встретились с будущим директором будущего реабилитационно-оздоровительного центра «Небесный воин» Дмитрием Лубянецким.
Дмитрий Русланович пояснил, что они готовы взяться за этот проект, в настоящее время идет подготовка учредительных документов.
– Реабилитационный центр откроет свои двери не только для военнослужащих, которые участвовали в специальной военной операции, но и членов их семей. Военная психология только набирает обороты в России, а в том же Израиле на одну роту у них около десятка психологов, – говорит он. – Ввести человека, который два года выживал в окопах, обратно в социум, – очень тяжелая задача. В настоящее время у нас есть знакомые военные психологи и специалисты, такие как психиатр-нарколог, которые готовы переехать в Усть-Коксинский район, чтобы работать в центре. Центр рассчитан на 30 мест.
Здание мы осмотрели, определили фронт работ, начнем приводить в порядок комнаты для проживания, надо устроить места для групповой терапии. Мы должны создать комфортные условия для людей. Спортивный зал надо построить обязательно. Многие очень любят спорт, у нас даже в зоне СВО, в пунктах временной дислокации, в блиндажах многие организовывают себе спортзалы.
Общая продолжительность лечения будет от 18 до 30 дней. Финансирование планируем за счет частных администраторов, уже есть люди, которые готовы вложиться в данное предприятие. Также рассчитываем на гранты, помощь министерств.
Дмитрий Русланович отмечает, что Республика Алтай для фронта сделала очень много, поэтому в первую очередь будут работать с местными ребятами, которые участвовали в СВО. Также это хорошая возможность для местных людей, откроются новые рабочие места.
Пока это будет единственный Центр в Республике Алтай.
Подготовила Айна Танашева.